Ближайшие мероприятия

23.11    Рисуем сказку «Белоснежка»
24.11    Мастер-класс по скульптуре
24.11    Школа живописи. Огни в темноте
26.11    Платоновы тела, занятие №2

Последние события

+7-965-185-64-23  
В соцсетях   

Человек как сосуд и сосуд как человек

Греческие сосуды. Посмотрите: у каждого почти такого сосуда есть... «пятка» (у канфара и килика — еще и различимая «ножка»), «бока», «ручки», у части из них — «горлышко», а у кого его нет (кратер, канфар, скифос, динос, стамнос) — те открыты наверх, и наливают больше не из них, а в них, они более «земные».

Самое интересное, что все эти сосуды соответствуют определенным областям тела человека, вернее — строению отдельных областей. Например, кратер (третий слева в верхнем ряду) — пропорциям таза (это такое «ведро» греческое). Более того, два разных вида кратера можно сопоставить с пропорциями таза мужского и женского. ( И это же двоякое проявление мы видим в колоннах: дорической, более мужественного и приземленного характера, без цоколя; и ионической — легкой и женственной формы, с завитками на капители и цоколем, приподнимавшим ее над опорой.)

Килик, который держали на уровне чуть ниже рта (и смешивали в нем вино с водой), хорошо передает форму позвонка шейного отдела. К слову сказать: пропорции тут на рисунке несколько стандартизированы, и поэтому амфоры выглядят приземисто; на деле они близко передают пропорции молодой девушки (здесь это — лутрофор), а вот более приземистые — «амфора», «псиктер» — это уже зрелые матроны. В целом посуда греков чрезвычайно женственна. Сравните с этим сосуды египтян и там вы увидите костную, скелетную систему — сосуды передают совсем другой аспект человеческого гештальта.

Каждый язык «видит» в мире свою сторону: и «голова» — это что-то более круглое и голое в русском, а «копф» (Kopf) в немецком самим звуком указывает на нечто твердое, отчасти как кочан капусты посаженное на плечи; английское же «хээд» (head) — совершенно иной аспект. Так же и «сервиз» каждой культуры выдает ее взгляд на человека и его отношение с миром и ощущение самого себя как существа — какой стороной обернута душа народа к мирозданию: гречество — движением, телесной красотой и гармонией внешней формы; Египет обращен внутрь, к глубинным силам, выстраивающим костяк, — к силам, сводящим на землю и в материю, в геометрию скелета... Так же можно спросить себя, что таится в «традиционном сервизе» каждой культуры или даже отдельного народа.

На верхнем рисунке не изображены еще некоторые важные части сосудов — это носики на горлышке. И только на одном, и то очень условно — «крышечка». А какие носики и крышечки можно увидать в Эрмитаже! Чудо! Они то как раз и соответствуют гортани и другим, как это ни странно, более интимным частям человеческого организма, причем одновременно обоих полов — как бы находясь еще в «полуэмбриональном», не определенном состоянии (вспомним, что гортань, изменения голоса связаны у подростков с периодом полового созревания).

Можно было бы продолжить это рассмотрение и дальше — в область музыкальных инструментов, например. Посмотрите, здесь облик человека придан арфе, на которой играют перед богами... Или это человек обратился в арфу? Но это я предоставляю дальнейший поиск и размышление самому читателю, ибо иначе «и сам мир не вместил бы книг об этом».

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         
2014–2018 Свободное использование материалов +7-965-185-64-23 Карта сайта