Ближайшие мероприятия

26.10    Школа живописи, предзимье
27.10    Рисуем всей семьей, первая ступень
27.10    Школа живописи, уголь
29.10    Рисуем сказку «Белоснежка»

Последние события

 
В соцсетях   

Свет и тьма

Фрагмент из книги Лианы Колло д’Эрбуа «Свет, цвет и тьма в живописи. Терапия цветом»

Лиана Колло д’Эрбуа (Liane Collot d`Herbois)

В молодости, когда я изучала живопись, я слышала много различного о том, как следовало бы рисовать. Мне казалось это очень странным, и я подумала, что должно же быть в живописи нечто общее для всех людей.

Действительно, существование цветов — это объективная истина. Но люди рисуют очень разными субъективными способами. Когда я работала в качестве терапевта, мое страстное желание найти в подходах к живописи нечто общее, что может быть принято всеми, стало еще сильнее. С годами я постепенно выработала свой живописный метод и его применение и в живописи, и в художественной терапии. Основное, что я хочу сказать, включает в себя две вещи: макрокосмическая троичность Света, Цвета и Тьмы и сам Человек, как микрокосмическая троичность Духа, Души и Тела, проявленная в мышлении, чувстве и воле.

В макрокосмическом смысле Свет и Тьма — это первичные Изначальные Творческие Силы. Они формируют великую космическую двойственность, из которой в начале времен произошло все сущее. Вначале была Тьма. Это всенесущая, всесодержащая, всенаполняющая Матерь сущего. Тьма — это выражение Космической Симпатии, извечно несущей опоры, содержащей и изливающейся. Она носитель тепла, любви и тяготения; силы притяжения и являются выражением симпатии. Тьма наполняет, дает субстанцию, но сама в себе она бесформенна и даже не имеет возможности придать (чему-то) форму, так как в ней нет ни центра, ни периферии. Тьма была до Света и она являет собой самый первый принцип творения и также она — самая могущественная сила. Она — то, что дает импульс. В ней проявляется определенная активность воли, она такова, как если бы она была существом, которое своею волею творит из самой себя свое собственное существо. С Тьмой связаны все качества добросердечия, милосердного ухода, опоры, любящей заботы, роста, помощи, питания и поддержки. Мы можем лучше понять этот макрокосмический аспект Тьмы, если мы внимательно изучим то, что Рудольф Штейнер говорил о том первом периоде воплощения Земного существа, которое он называет Древним Сатурном (GA 122). Он описывает Древний Сатурн как сложносоставное тело тепла во Вселенной Тьмы. Это просто некие тепловые структуры в бесконечной Тьме, которые проходят множественные стадии своего развития до момента окончания того периода существования, когда появляются первые проблески света.

Свет — это совершенно другая сущность. Это выражение Космической Антипатии. Он излучается от центра к периферии. Он несёт импульс формы. Он ясен, холоден и завершен. У источника он сильнее, и постепенно рассеиваясь, он становится слабее и слабее до тех пор, пока не исчезнет совсем. Как только Космический Свет начинает светить в Космическую Тьму, начинается великое Движение. Из своей Симпатии Тьма движется в сторону Света, пытаясь поглотить его в свое собственное существо. Свет же силами своей Антипатии отодвигает Тьму, отметая ее c пути, прорезает ее, прокладывая свой путь в направлении, которому он следует. Космическая Антипатия встречается с Космической Симпатией, и результатом их взаимодействия является Движение в пространстве. Свет, когда он отодвигает Тьму прочь, создает пространство. Тьма же двигается и к Свету, и от Света, волнообразно и спирально. Тьма совершает множество движений. Но она не движется сама по себе, она только содержит в себе импульс для движения, который пробуждается и порождает видимое движение сразу, как только Свет просияет.

Мы говорим, что Свет движется по прямым лучам, но в реальности он не двигается. Это мы являемся теми, кто применяет идею движения к Свету. Свет появляется между своим источником и периферией в виде пятен, рядами пучков, снопами. Он ослабевает, потому что отдаляется от своего источника и встречает Тьму. Тьма ослабевает, потому что она встречает Свет. При их встрече происходит Великое Движение, разворачивается великая драма, одновременные борьба и примирение.

Как я уже сказала, Свет прокладывает себе путь, разрезая Тьму, отодвигая ее в сторону. Свет всегда имеет определённое направление: он двигается, удаляясь от своего источника. Тьма же стекается, двигаясь со всех сторон и со всех направлений, жаждущая Света, любящая Свет. Вдали от Света движения Тьмы с одной стороны округлые, волнообразные и пульсирующие, — с другой же стороны — они отступающие, неуверенные и неопределенные. Чем ближе к Свету, тем сильнее оказывается влияние Света на движения Тьмы, которым он придает все более определенные формы. Сильный Свет придает движениям Тьмы — четкие границы и гладким поверхностям — ясно очерченные контуры. Здесь Тьма, поддаваясь воздействию Света, принимает его в себя и становится все более и более прозрачной. От мягкого слабого свечения в медленных, практически бесформенных движениях, Тьма постепенно высвечивается Светом до полупрозрачного состояния и движений, принимающих почти кристаллические формы. Когда Тьма подходит ещё ближе к Свету, она распадается на маленькие фрагменты и частички, покуда она окончательно не умрёт в Свет.

У своего источника сила Света велика и обладает большой формирующей силой, но чем дальше он проникает в Тьму, тем он становится слабее, становясь все более и более диффузным, не способным уже более разрезать Тьму и придавать ее движениям какую либо форму, скользя по ним все более мягко и неуверенно, становясь все более дисперсным, превращаясь в мягкое слабое свечение до тех пор пока совсем не померкнет и не умрет, исчезая в далях великой периферии Вселенной.

Это взаимодействие света и тьмы, это движение во Вселенной и есть начало происхождения всех цветов, исток цвета. Благодаря этому вселенскому взаимодействию рождается Цвет.


Рисунок углем и акварель Роланда Тиллера (Roland Tiller) «Инспирация», 1996 (www.atelier-tiller.de/malseminare/index.html):

Упражнение Свет-Тьма
Получившееся движение цвета
Готовая картина

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         
2014–2018 Свободное использование материалов Карта сайта