Ближайшие мероприятия

21.11    Школа живописи, огни в темноте

Последние события

+7-965-185-64-23
В соцсетях   

Раскраски — этот вирус! Штамп для мозгов ребенка.

Александр Цвелик Автор статьи
Александр Цвелик
Художник, арт-терапевт

Эта статья — мой ответ на рекламу «полезности раскрасок» на странице социальной сети одного из сообществ осознанных и любящих родителей. Я писал ее спонтанно, что называется по-живому, столкнувшись с пропагандой «отравы», преподносимой от имени «полезного для детей и родителей опыта психологов». Если это действительно клуб осознанных родителей — прислушайтесь к многолетнему опыту работы с детьми и взрослыми!

Ни шагу вперед!

Присмотритесь к самому принципу раскраски: черные границы, которые «нельзя переходить». Как сказал один прекрасный художник: «Контур — это тюрьма для цвета». Раскраски с самого нежного возраста приучают к тому, что «нельзя за флажки», исподволь приучают к казарменным порядкам, на уровне подсознания. И вдобавок подсаживают на это и родителей, не понимающих, что они делают, и содействующих этим вредоносным занятиям, всерьез полагая, что ребенок учится рисовать. В то время как на самом деле ему активно отбивают всякую охоту и способность к этому.

Недавно мама одного ребенка, ходившего на наши занятия свободным рисованием, сказала: «Вот воспитательница в садике жалуется, что моя дочка не рисует, как все! Дает ей раскраску, а она переходит границы!» (Это у них урок рисования такой — «раскрась по шаблону». Невольно вспомнишь, как у Гоголя столоначальник говорит писарю: «На-ка вот, перепиши! А не то снимут с тебя сапоги и просидишь ты у меня шесть суток не евши!» Мертвые души... Хотят сделать себе подобными других.)

Цветовые штампы

Сознание заштамповывается и по другому параметру — что какого цвета есть в природе. Да, дети учатся различать цвета (родительница: «Ой, как же мы теперь рады! Ходим в студию и наш ребеночек (в отличие от соседского) уже различает желтый-красный!») Но эти различия шаблонизируются на крайне примитивном уровне: дерево теперь приучают красить коричневым, водичку — синим, травку зеленым. А чайник?! Наверное, чайниковым цветом?

Работая со взрослыми, пришедшими учиться живописи, я каждый день сталкиваюсь с этим набором хлама, который прямо-таки сидит в костях: земля, деревья красятся всегда кофейно-коричневым, вода — синим... Этим с детства забивают восприятие людей: глаза отныне смотрят и не видят, что вода не синяя, на ней играют цвета, которые она отражает! Что трава не тупо мертво-зеленая (да и не бывает чисто зеленой травы), а имеет она массу вкраплений и оттенков, начиная от фиолетового и заканчивая коричневыми, розовыми и желтыми. Просто посмотрите вокруг себя!

Уродливые сюжеты

Присмотритесь к сюжетам раскрасок (к рекламке были приложены картинки, рекомендованные для «развития» детей). Еще как-то можно ужиться с лошадкой, пятачком (только благодаря мультику) и еще парой изображений. Но остальное — пошлый, дурацкий примитив и уродство! Особый шедевр — кусок машины со злобными глазами на стекле. Психология раскрасок подразумевает, что ребенок — это маленький идиот, дебил, которому надо давать все в оболваненном и изуродованном виде, «прикольненько и кривенько», сюси-пуси и примитив. Его, дурака, надо научить правильно раскладывать цветики, фишечки, формочки, и все прочее по ячейкам, которые мудрые взрослые дяди и тети прочертили для него черными линиями, непроходимыми границами!

Вопреки здоровому развитию

И самое страшное (говорю уже как художественный терапевт): подавляется спонтанное рисование детей. Все каляки-маляки, «головоноги» и прочие рисунки дают ребенку возможность постепенно вчуствоваться в процессы становления своего тела. Они из тела и идут! Например, в возрасте смены зубов в рисунках появляется множество острых форм. Также и все остальные типические движения и формы — спирали, лесенки, ряды кружочков и так далее — появляются, когда прорабатывается и преобразовывается тот или иной орган. Его деятельность бессознательно втекает в форму движения руки, штриха, повторяющейся раз за разом в любом сюжете типичной формы линии (подробнее об этом можно узнать в статье «Эволюция детского рисунка»).

Жесты в рисунке очень связаны с формированием и движениями тела. Ребенок, можно сказать, рисует всем своим существом, что хорошо видно на фото слева: красим справа — изгибаемся вправо... И шаблонные рисунки в свою очередь действуют на телесное развитие, как бандаж, как жесткий футляр.

Раскраски своей шаблонностью сковывают эту деятельность, губят связь движения ребенка с формированием его тела. Навязанная черной линией граница воздействует вплоть до органов, препятствуя их свободному формированию, уродуя тонкие структуры организма — китайские башмачки, «колодочки» на тело и душу. Вы не замечали, как дети сопротивляются раскраскам? Сначала они могут даже заинтересоваться — как всем интересуется ребенок. Но потом все в конечном счете отправляется в мусор. Потому что мусором и было изначально. В моей практике были дети, которых постоянные занятия раскрасками и «настойчивая в этом помощь взрослых» доводили до хронического запора. Который чудесным образом проходил, когда мы меняли характер занятий и начинали просто играть с цветными пятнами жидкой акварели на мокрой бумаге... Если вы не верите словам — загляните на мою страницу в фейсбуке или вконтакте, где представлены работы уже сотен взрослых людей, пришедших учиться рисовать и сбросивших с себя оковы, однажды надетые им в детстве! Уже на первом занятии они обнаруживали, что рисовать могут! Даже скинув только часть привитых с детства «правильных» представлений о том, каким цветом надо красить травку, водичку, дерево... Поняв, что дерево — это не палочка с листиками...

Раскраски ослепляют детей, прививают сознание своей неспособности, неполноценности, бесталанности. Попробуйте-ка сами раскрасить «по образцу», обычно напечатанному рядом. Сможете так нарисовать, потягаться с полиграфией? Никогда не получится! За типографией не угнаться с фломастером и карандашом! Ребенку как бы навязывают мораль: «вот и пойми, дитя, впитай: там мастера, а ты — красильщик, маляр, да и то плохой, так что сиди и не высовывайся, слушай дядю!» Такими людьми, подсознательно убедившимися с детства, что они второсортны, а где-то в недосягаемых высях есть таланты, гораздо проще управлять, не правда ли?

Что же вместо?!

Закономерный вопрос: чем заменить раскраски? Ответ: пальчиковые игры, «пестушки», игры с нитками на пальцах, игры в линии со стишками — все это обогащает двигательное разнообразие. Даже простая ленточка, привязанная на палку, которую можно крутить по воздуху, дает огромное поле возможностей «рисовать в воздухе»! Есть и специальные занятия для родителей по искусству «игры в линии с детьми» — очень веселые и совсем не сложные. Оказывается, мы все это умеем! Но пропаганда «опытными психологами и педагогами» «правильных методов развития детей» отучает от нормальных игр, заменяя их живую жизнь «развивашками» и «обучашками» — дрессурой, замаскированной под игру.

В то время, как только игра является единственным развивающим занятием для ребенка. Если хотите познакомиться поближе с практикой занятий по «танцу линий на бумаге» — они проходят, например, в Москве в творческой мастерской «Нескучный сад», но не только там. Я езжу по всей стране, провожу такие занятия в Казани, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске. И всегда рад поделиться с заинтересованными родителями.


Примеры детского «спонтанного» рисования. Сколько жизни в этих неказистых на первый взгляд рисунках!



P.S. Первоначально статья опубликована в жж автора. Здесь представлена отредактированная версия статьи.

© Свободный +7-965-185-64-23 Карта сайта