Присылайте ваши вопросы и комментарии по адресу . Они обязательно будут рассмотрены в следующих беседах.
Беседа №4 «Импрессионизм и экспрессионизм — в развитии ребенка и истории мирового искусства»
Беседа выделена как фрагмент из лекции №17 по истории искусств, посвященной экспрессионизму.
Беседа №3 «Параллели в развитии ребенка и истории мирового искусства»
Основные тезисы и темы беседы:
В спонтанном рисовании изливаются силы, которые формируют тело ребенка; инкарнирующие силы предстают в характере форм, жестов, которые употребляет ребенок в рисунке, а не в теме или сюжете.
Развитию ребенка есть параллель в том, что проявляет себя в развитии мирового искусства; каждая эпоха прорабатывает свою задачу.
В первых эпохах осваивается вхождение сознания в телесный мир. Первая эпоха, когда люди по-настоящему начинают связываться с материальным — Древний Египет.
Дальше появляется не просто прикосновение к миру, а вход в него — эпоха Греции: пластичность, движение, освоение пространства, выраженное в греческой скульптуре; жесты скульптур — это душевные жесты.
Если ребенку не дают вовремя двигаться, играть, то его тело не может правильным образом переформироваться в его личные, индивидуальные формы.
Два принципа в Греции: дорический — мужественный, ионический — женский. Принцип гармонии, когда два начала сливаются. Эти два начала сливаются и в детском рисунке, в котором появляется троичность: земля, небо и то, что между ними.
Развитие не прямолинейно. В Греции душа доходит до края, до кожи, и дальше попадаем в период Рима — душа начинает замыкаться в себе, в точке головы — интеллект (6-ой класс). Далее интеллектуальное теперь должно быть преобразовано и найти путь обратно к тому миру, из которого пришло.
В Возрождении художники начинают прозревать те начала, которые когда-то сошли на Землю через великих представителей древности.
Момент переворота в подростке: когда все, что вошло, должно снова найти путь назад.
«И человек в своей душе дает жилище духу...» Вселенский дух с одной стороны оказывается во внешнем мире, действует во Вселенной, формируя ее; с другой стороны — изнутри человека. И это внутреннее снова может обрести первоначальную родину, сродство с внешним миром через искусство. И тогда искусство становится путем нахождения себя самого, тех сил, которые живут внутри человека, в окружении, путем воспоминания себя в окружающем мире.
Также, как начинает обращаться со светом и тьмой Леонардо, в свое время начинает обращаться с ними душа подростка: сначала разделяет плохое и хорошее, добро и зло, а потом начинает соединять.
Путь прочтения произведений искусства — через то, как это возникает, с какой проблемой работает та или иная эпоха; с той же самой проблемой работает душа и тело ребенка в соответствующий период.
Беседа №2 «Роль живописи и рисования в жизни ребенка. Как пробудить интерес»
Основные тезисы и темы беседы:
В разных возрастах живопись рисование играют принципиально разную роль;
Человек на своем жизненном пути повторяет стадии развития человечества в целом;
У ребенка нет интереса к живописи и рисованию, так как нарушена роль этих деятельностей в современном обществе;
На самом деле ребенок рисует по поводу предметов внешнего мира, но исходя из внутреннего, из самоощущения, из переживаний в теле;
Для ребенка сложно следовать за рисующим «по-взрослому» родителем, не нужно рисовать при ребенке взрослые картины;
Что делать? Разделить две деятельности: кухни (подготовка, игровая, поисковая деятельность) и собственно изображения чего либо. Не торопиться рисовать предметы.
Перенести деятельность в область, где нет места оценки и сравнению: игра с цветами (музыка цвета), танец линий, покрасить бумагу для фонарика, покрасить ткань, игра с лентой на палочке;
Для младшего школьного возраста хороши упражнения по рисованию форм (см. книги Петера Бюхи «Развитие и укрепление чувств с помощью рисования форм», «Терапия рисованием форм»);
Откуда к ребенку притекает оценочная позиция, жизнь родителей, взрослых в причинно-следственных связях. Как справиться с этой оценочной позицией.
До 9 лет игра для ребенка — это поле, на котором он познает мир;
Возвращение в область игры — возвращение в область свободы: способность познавать себя и мир, делать это свободно (без заранее положенной в конце цели), возможность получать результат в процессе собственной деятельности.
Связь рисования со звуками, жестами;
Живопись и рисование — занятие, органически присущее человеку, все равно найдет выход в деятельности. Здоровому началу нужно искать здоровый выход.
Линеарное и красочное соединяются в истории человечества только в эпоху Возрождения.
Беседа №1 «Рисование и живопись»
Основные тезисы и темы беседы:
Современная классическая художественная школа далека от того, чтобы обращаться к внутреннему миру человека;
Откуда появляется творчество;
Что такое живопись и рисование, чем они отличаются; два разных направления деятельности — вовне и внутрь;
Почему родителям важно различать эти два направления;
Экспрессионизм и импрессионизм как развитие этих жестов;
Ребенка не нужно специально учить рисованию и живописи до определенного возраста;
Как организовать деятельность ребенка, чтобы он полноценно прожил процесс спонтанного рисования и процесс переживания цвета;
О вреде «цветовых штампов» (вода — синяя, трава — зеленая и тому подобное);
Когда, в каком возрасте, должно произойти соединение рисования и живописи в деятельности ребенка;
Как начинают рисовать дети после возраста Рубикона;