Последние события

+7-965-185-64-23  
В соцсетях   

Открытая лекция «Акварели Волошина в свете учения о цвете Гёте, продолжение его живописной линии в ХХ веке»

3 марта 2015 (вт 18:30–21:00)  Калужская площадь, дом 1, корпус 1, Октябрьская Стоимость и запись

Александр Цвелик Ведущий
Александр Цвелик
Художник, арт-терапевт

Выйди на кровлю. Склонись на четыре
Стороны света, простерши ладонь...
Солнце... Вода... Облака... Огонь... -
Все, что есть прекрасного в мире...


Творчество Максимилиана Волошина предстает в виде удивительной целостности восприятия мира. Его стихи и его акварели на первый взгляд представляют далеко отстоящие полюса. Но на деле они являются двумя ипостасями единого потока духовной жизни.

Темы лекции:

  • Как подобно Волошину, опираясь на «Учение о цвете» Гёте мы можем самостоятельно осуществлять путь синтеза в живописных упражнениях;
  • Как можно приступить к стихосложению на основе тех же принципов «Учения о цвете»;
  • «Поэзия Волошина и „Учение о цвете“ Гёте: единый принцип гармонии»
  • О том, что уже достигнуто в этом направлении на примере творчества художников, продолживших и развивших это направление, малоизвестных у нас (Герард Вагнер, Лиана Колло дЭрбуа, Беа ван дер Стен и другие).

В основе поэзии и живописи Максимильяна Волошина лежит некая наука, не остающаяся вне предмета, но — проникающая в душу вещей. Наука, которой ныне нет в академиях и университетах. Внутреннее переживание и познание цвета находим у Гёте, в его «Учении о цвете», с которым был хорошо знаком и Волошин. Он практиковался в создании этой «новой науки» как живописец и поэт, преодолевая разрыв искусства и научного подхода.

«Точно так же, как и художник не имеет сотрудничества ученого, точно так же и ученый не имеет сейчас часто необходимого орудия эксперимента и анализа», — пишет Волошин. Он говорит о целых областях этой «новой науки»: «(...) в наши дни художник напрасно будет искать так необходимых ему художественной метеорологии, геологии, художественной ботаники, зоологии, не говорю уже о художественной социологии».

Исследователь, он в своих акварельных работах изучает законы стихийного мира: «Главной темой моих акварелей является изображение воздуха, света, воды, расположение их по резонированным и резонирующим планам». «Я горжусь тем, что первыми ценителями моих акварелей явились геологи и планеристы (...) Это указывает на их точность», — пишет он в очерке «О самом себе».

Гёте показывает, как свет и тьма соединяясь, порождают цвета. В стихе Волошина — тот же синтез, ритмика и игра порождающего соединения и резонанса противосил. Сам он говорит о том, что ритм пейзажа живет и пульсирует в его поэзии.

Поэзия Волошина, его стихи — космологичны, каждое его стихотворение — это мир, вселенная ритмов и образов, закономерно упорядоченных космосом Коктебеля, как и его акварели. «Живопись — это воспоминание о процессе сотворения мира».


Скалистых гор зубчатый окоем
Замкнул залив Алкеевым стихом,
Асимметрично-строгими строфами.

«Дом поэта»
Сосредоточенность и теснота
Зубчатых скал, а рядом широта
Степных равнин и млеющие дали
Стиху — разбег, а мысли — меру дали.

«Коктебель»

Место проведения

Октябрьская (3 мин. пешком, 200 метров)
 Калужская площадь, дом 1, корпус 1, Центральная детская библиотека

Стоимость и оплата

Лекция открытая, цена свободная.

Запись на мероприятие

Пожалуйста, сообщите о своем намерении прийти:

Мероприятие завершено.
                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         
2014–2021 Свободное использование материалов +7-965-185-64-23 Карта сайта