Ближайшие мероприятия

21.11    Школа живописи, огни в темноте

Последние события

+7-965-185-64-23
В соцсетях   

Как сохранить то, что получено на занятиях

Александр Цвелик Автор статьи
Александр Цвелик
Художник, арт-терапевт

Открою один секрет, почему у некоторых родителей «ничего не получается» дома. Вы только не обижайтесь. Всегда — одна и та же причина: родители часто хотят, чтобы ребенок полюбил занятие, которое им самим пока безразлично. В занятиях видят только пользу, в то время как любви к игре с цветом, с линиями в самих взрослых еще нет, еще не проснулась она всерьез. В этом случае уместно сказать с кривой улыбкой: «Сынок, ты делай, как я говорю, а не как я делаю!»

Я совершенно не случайно повторяю раз за разом на занятиях: «Сначала вы дома сами, без детей пробуете делать всё, что мы выучили здесь, пока не станет интересно самим!» Делаете это в одиночку без своих детей или для начала с другими детьми — родственниками, племянниками, на улице, во дворе, на даче с соседями... Потому что со своими вас все время будет сверлить: «Ох, а какая будет польза?! Надо ж рисовать учиться, соседские дети в студии вон какие штуки уже рисуют, а тут какие-то пятна, закорючки». И страх: «А вдруг я сделаю что-то неправильно и ребенок вырастет кривым или недоразвитым, не сдаст экзамены, сядет на шею». И так далее.

Поиграйте прежде сами во все наши «игры» — до смачного интереса. Найдите вкус в занятиях! Так, чтобы слюни потекли! Не такие уж они сложные, эти упражнения для взрослых. Дайте созреть в себе радости от них. Не стоит недопереваренное и даже еще непережеванное — только что во рту принесли с занятий — сразу пытаться затолкать в ребенка.

Ведущая роль интереса родителей

Постоянно повторяю, но видимо, это воспринимают как шутку: вам прежде должно самим стать интересно и радостно красить (играть в краски), играть со звуками и линиями (танец линий), до такой степени, что когда к вам дети скажут «А дай мне тоже!», у вас не возникнет стремления кинуться обслуживать «будущего гения», а захочется сказать: «Я еще сама не дорисовала. Вот дорисую и дам тебе тоже попробовать!»

Лишь после того, как ваша любовь к делу, ваше сердце превысит головной расчет, тогда будет чем делиться по настоящему. Стремление «причинить добро» своему чаду как можно быстрей всегда заканчивается одним и тем же: «А он не понимает, не ценит, а у меня не получается... Я для него все, а он... Надо вести его к специалисту».

До момента появления собственного интереса и радости от дела все воспитательные и педагогические потуги — только мозговая отрыжка непереваренными «методиками», «умениями», «навыками» и прочей «мелкой моторикой». Не от пользы, не от стремления «развить и научить», не от желания «быть хорошей матерью» взрастает у ребенка интерес к игре, к тому или иному делу. А от полноты интереса к делу, от вашей радости, от ее избытка: когда хочется поделиться тем, что в руках, когда энтузиазм, интерес, открытие бьют через край! Только из своего интереса родителю можно вырастить интерес и любовь к делу у ребенка. Иначе дело будет вымученным: «Чем же оно может порадовать и привлечь?» Только как развлекашечка — что-то там новенькое. И до первого впечатления. А дальше — опять скучно жить, и нужны все новые блестки перед глазами...

Как привнести в дом то, что делали на занятиях

Итак, сначала повторяем все с занятия самостоятельно (хорошо бы без свидетелей). Потом можно попробовать с чужими детьми. Далее хорошо сделать с другими детьми, но уже в присутствии своего ребенка. И только потом, когда он потянется к вам и запросит... Лучше после некоторой паузы: «Ну ладно, хорошо, давай вместе». Главный принцип ведущей роли матери состоит в том, что ребенок находится при матери, а не мать при ребенке. Нужно идти на шаг впереди со своим интересом, а не пихать сзади, оставаясь при этом в стороне: смотри, смотри, на, вот, вот... Быть вместе с ребенком, за счет того, что ты немного впереди.

И я опять не шучу. Я прекрасно знаком с психологией городской мамы, которая сидит дома с одним, двумя, тремя детьми: стоит чаду открыть рот, как в нем обязательно окажется ложка с чем-нибудь «полезным». А за этим следует выплевывание ребенком этого «полезного», а потом очередная инъекция еще чего-то «развивающе-натаскивающего». «Перестаньте детей воспитывать, все равно они будут похожи на вас» — гласит английская народная мудрость. Займитесь собой!

Если на занятия приходят для того, чтобы «усвоить методику, и дома передать ее детям», то неуспех обеспечен. Идут за этим потому, что есть витающая в воздухе общественная установка: в детей нужно «вложить», где-то это взять, и конечно же лучшее! Чего и у нас, взрослых, еще нет, и тогда самим можно спокойно отстраниться, заняться своими делами, телевизором, интернетом... А дети будут обеспечены — английским, рисованием, танцами, йогой, спортом: «Отвела сегодня на все. Теперь спокойна». Теперь можно отстраниться, так сказать, купив еще одну полезную таблетку — на «тренинге по живописи».

А дома таблетку надо поскорее всунуть ребенку: «Это же такое полезное, развивающее занятие». Чтобы самим избавиться от этого дела, и по возможности больше к нему не возвращаться. Но мы обычно уверены, что лучше, если инъекцию сделает спец. Поэтому всеми правдами и неправдами некоторые пытаются протащить детей на занятия. Ведь тогда дети подпадут под благодать опытного человека. А мы будем скромно стоять в сторонке и тихо любоваться на их достижения и успехи! И гордиться ими! Психология болельщика: «Наши выиграли, а значит я хороший и молодец!»

Я часто говорю: "Не надейтесь на то, что если кто-то научит ваших маленьких детей чему-то, то это принесет вам радость. Радость приносит только любовь в совместном действии. Даже если молчать вместе: это может быть исполнено такой силы любви и радости сопребывания в бытии, что с этим молчанием не сравнится ничто другое, сделанное порознь.


P.S. В качестве иллюстраций к статье использованы фотографии с занятий мини-курса "Как рисовать с детьми".

© Свободный +7-965-185-64-23 Карта сайта